История города Тамбова и его главной святыни Спасо-Преображенского кафедрального собора берет начало, по словам тамбовского летописца, со светлого праздника Христова Воскресения 1636 года "...по указу Богом избранного... великого государя, царя Михаила Феодоровича всея Руси самодержца, в 24-е лето благочестивые державы его, по совету и благословению.,, отца его богомольца, великого государя, Святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, в 18-е лето патриаршества его. Обложен город Тамбов на реке Цне на левой стороне, на устье речки Студенца, апреля в 17-й день, в самый день Живоносного Христа Воскресенья, в память преподобного отца Зосимы Соловецкого, соборная церковь обложена того же года... августа в 6-й день, на самый праздник Боголепного Христова Преображения Господня...". В 1637 году был "город Тамбов совершен,., октября в 1-й день" и освящен на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С открытием в 1682 году Тамбовской епархии Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. В марте 1686 года в Тамбов приехал святитель Питирим, который на 40-м году жизни в феврале 1685 года в Успенском соборе Московского Кремля Патриархом Иоакимом (1620-1690) был рукоположен во епископа с назначением на Тамбовскую кафедру.

Епископ Питирим (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 года в г. Вязьме. К 32-м годам он прошел путь от послушника до архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря. Ко времени приезда святителя Питирима в Тамбов край был населен языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать Тамбовскую землю.

Несомненно, святитель был удручен состоянием вверенной епархии, она была скудна храмами, бедна церковной утварью и остро нуждалась в пастырях. Православная паства была малочисленной и составляла меньшую часть населения. Однако бедность обстановки нисколько не стесняла епископа, нищета церковного быта восполнялась его внутренним духовным богатством. Доброжелательный архипастырь быстро заслужил уважение всей своей паствы. Личными беседами и проповедями он приобщал к Православию старообрядцев и язычников, воскресные и праздничные богослужения совершал сам, а в будничных службах учил пению и чтению, привлекая людей к храму. В Тамбове благодаря святителю Питириму появилась традиция проведения крестных ходов по городу. Известно, что по приезде в Тамбов владыка совершил крестный ход вокруг города-крепости. Над городскими воротами святитель Питирим поместил иконы, среди которых наибольшую известность получила написанная им Ильинско-Черниговская икона Божией Матери. Эта икона, находившаяся на западных вратах Тамбова, особо прославилась своими чудотворениями в XIX веке и была названа Тамбовской.

Постепенно экономическое благосостояние Тамбовской епархии улучшалось, и у епископа Питирима появлялись возможности для развития миссионерства и храмового строительства. Одной из первых церквей, построенных по храмозданной грамоте святителя Питирима, стала Предтеченская в Пяшкильской слободе (с. Донское). Как священную реликвию хранил Предтеченский храм до конца XIX столетия деревянный крест, исполненный руками святителя Питирима и подаренный храму в мае 1687 года. К концу XVII века число приходских храмов значительно возросло, они находились в селах Вихляйка, Дубровка, Ишеево, Русское, Ачадово, Вярвиль, Селищи, Кириллово, Веденяпино, Пахотный Угол, Романове, Добры, Ширингуши, Перкино, Алгасово, Пичаево, Горелое, Бокино, Лысые Горы. Много внимания владыка уделял устройству монастырей. Обители сыграли немалую роль в освоении Верхоценской волости и значительно способствовали христианскому просвещению народов, населявших наш край.

В семи верстах от Тамбова святитель Питирим, любивший монашеское уединение и молитву, основал Предтеченский монастырь, ставший для него тихим приютом. По преданию, у монастыря в Трегуляевском лесу святой ископал колодец, вода которого обладала целительными свойствами. Заботами архипастыря в Тамбове расширились владения Казанского мужского монастыря. Его трудами обустроен Вознесенский женский монастырь, настоятельницей которого была родная сестра святителя Питирима - Екатерина. Умелой хозяйственной распорядительностью епископ Питирим укреплял и благоустраивал Тамбовскую епархию. Благодаря деятельности святителя были переданы Рождественский и Матвеев монастыри, Сергиева и Вышенская пустыни. Обстоятельства обратили внимание владыки Питирима на Николаевский Черниев монастырь, основанный донскими казаками к XVI веке. Монастырь имел прочные связи с Москвой, его исключительное положение из-за зависти соседей чрезвычайно усложняло жизнь насельников. По настойчивому прошению епископа Питирима Черниев монастырь был приписан к Тамбову. С этого времени исчезла над монастырем казачья опека, а рачительный хозяин произвел учет всего монастырского имущества с немалыми покосами и богатыми лесными угодьями.

Главным делом в жизни тамбовского святителя стало возведение величественного кафедрального Спасо-Преображенского собора, заложенного им в камне в 1694 году. Новый собор стал любимым детищем святителя Питирима. Он ревностно следил за строительными работами, был и архитектором, и строителем, и рабочим. Поднимавшийся ввысь Преображенский собор становился сердцем Тамбовской земли и символом укрепившейся Православной Церкви на территории, которая совсем недавно называлась "Диким полем". После десятилетия самоотверженных трудов по управлению епархией архипастырь тяжело заболел, и строительство собора надолго приостановилось. Тамбовская паства скорбела о своем епископе и возносила искренние молитвы пред Казанской иконой Божией Матери о его исцелении. Тамбовская летопись повествует, что 6 декабря 1695 года к скорби паствы присоединился плач Царицы Небесной - от очей Казанской иконы Богородицы явились слезы, текущие до пелены. Поднявшись с одра болезни, святитель Питирим продолжил строительство собора и изменил его план, сделав собор двухэтажным. Владыка успел освятить южный придел собора во имя Николая Чудотворца и подготовил его для своего погребения.

Святитель Питирим отошел ко Господу 28 июля (ст. ст.) 1698 года в день памяти почитаемой им Смоленской иконы Божией Матери. "Истинный основатель Тамбовской церкви и возлег в основу перваго ея храма, чтобы сообщить ей полную крепость и силу", - отмечал один из жизнеописателей святителя. Над местом его упокоения была установлена резная гробница. Золотой вязью на ней были означены важнейшие даты жизни епископа Питирима, на боковой стороне было написано: "Не забывайте мя, егда молитеся 1осподу".

Постепенно гробница тамбовского архипастыря стала местом благоговейного почитания. В Спасо-Преображенский собор стекались многие паломники не только из окрестных сел и городов Тамбовского края, но и из соседних епархий. Сложилась традиция заказывать заупокойные панихиды о епископе Питириме у его гробницы и просить святителя о помощи в добром деле или нужде. В кафедральном соборе многие десятилетия велись специальные книги, в которые записывались чудесные исцеления, происходившие после совершения молитв у гробницы святого. При Тамбовском епископе Феофане, Затворнике Вышенском (1859-1863), в день памяти святителя Питирима в ограде собора освящалась трапеза для его почитателей.

Только через 90 лет после закладки Спасо-Преображенский собор был полностью достроен. Отделка интерьера верхнего храма завершилась в 1801 году. В 1812 году перед собором была воздвигнута четырех ярусная колокольня, разрушенная в советское время.

После канонизации преподобного Серафима Саровского, которая прошла в Тамбовской епархии в 1903 году, жители Тамбовского края стали ожидать канонизации и святителя Питирима. Известно, что и преподобный Серафим весьма почитал этого святого и благословлял поклониться ему всех, кто собирался в Тамбов. Немалую роль в канонизации владыки Питирима сыграл ныне прославленный как свя-щенномученик архиепископ Кирилл (Смирнов, 1863-1937), в 1910-1918 годах возглавлявший Тамбовскую епархию. Именно он стал председателем образованной 27 июля 1912 года Святейшим Синодом комиссии по освидетельствованию мощей святителя Питирима и по исследованию чудес, совершаемых у его гробницы. 14 января 1913 года на основании тщательно проведенных исследований комиссия представила протоколы своих заседаний Святейшему Синоду. 13 июня 1913 года доклад Святейшего Синода "О признании в лике Святых почившего Питирима, епископа Тамбовского, и о торжественном прославлении Святителя 28 июля 1914 года - в день памяти его, о составлении ему особой службы, и об объявлении об сем во всенародное известие от Святейшего Синода" был передан на Высочайшее благоусмотрение. На представленном докладе 28 июня 1913 года Его Императорское Величество Николай II собственноручно начертал: "Согласен. Прочел с чувством истинной радости и умиления".

К этому времени Спасо-Преображенский кафедральный собор был полностью отреставрирован. В нижнем храме, где почивали мощи святителя Питирима, стены и потолки были отделаны под мрамор. Верхний Преображенский храм был богато расписан итальянскими мастерами. Снаружи собора также были произведены большие работы. Площадь перед собором покрыта асфальтом. В северо-восточной стороне построена открытая шатровая церковь для паломников, которых не мог вместить собор. В сотнях саженей от собора, над колодцем святителя Питирима, была сооружена богатая металлическая часовня с золотым верхом и крестом. Над колодцем в большой резервуар наливалась вода, которая по трубам, имевшим множество кранов, шла к богомольцам. К колодцу вела широкая мраморная лестница. Для предстоящих торжеств архиепископом Кириллом были выписаны из патриаршего архива ноты XVII века - времен святителя Питирима - и устроен хор из диаконов и псаломщиков епархии, в составе которого было более 200 человек. Хор размещался в Духовной семинарии, где проводились спевки в течение всего лета. На торжества прибыли архипастыри, уроженцы Тамбовской епархии: Высокопреосвященный Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский; Преосвященные: Василий, епископ Черниговский и Нежинский; Тихон, епископ Уральский; Амвросий, епископ Михайловский, викарий Пензенской епархии; Варлаам, епископ Гомельский, викарий Моги-левской епархии, а также настоятель Саровской пустыни игумен Иерофей; настоятель Вышенского монастыря архимандрит Ипатий; настоятель Иоанно-Предтеченского Трегуляевского монастыря архимандрит Иринарх и многие другие настоятели монастырей Тамбовской епархии. В торжествах принимали участие и все настоятели приходских церквей г. Тамбова, а также многие архимандриты, игумены, иеромонахи, протоиереи и священники из других епархий, причем некоторые прибыли с крестными ходами. (Ввиду начавшейся Первой мировой войны некоторые крестные ходы были отменены.) 25 и 26 июля 1914 года начались "торжества по случаю прославления святителя Питирима и изнесения из земли честных его мощей". В эти дни из всех уездов Тамбовской губернии стали прибывать многочисленные крестные ходы в г. Тамбов на Соборную площадь, где при общенародном пении совершались панихиды по святителю Питириму. 27 июля 1914 года перед всенощным бдением в Спасо-Преображенском кафедральном соборе мощи святителя, более двух веков почивавшие в соборе, были изнесены на середину храма для всенародного поклонения. 28 июля (10 августа н. ст.) 1914 года во всех храмах г. Тамбова совершались торжественные богослужения с целодневным колокольным звоном. Крестным ходом мощи святителя Питирима были обнесены вокруг Преображенского со бора и поставлены в нижнем храме у южной стены, рядом с Никольским приделом, некогда возведенным трудами святителя. Высокую торжественность в дни канонизации создавало пение сводного хора духовенства Тамбовской епархии. В верхнем храме собора был освящен престол в честь святителя Питирима. В торжествах приняло участие до 50 тысяч человек. Прибыть большему числу паломников помешала начавшаяся война. За время торжеств было отмечено несколько случаев исцелений у раки святителя и на его колодце.

После революционных событий мощи святителя Питирима находились в запасниках Тамбовского областного краеведческого музея, расположенного в Преображенском кафедральном соборе. В год 1000-летия Крещения Руси, накануне празднования юбилея в Тамбове, по ходатайству архиепископа Евгения (Ждана, 1942-2002), святые мощи были переданы Русской Православной Церкви. Святые мощи и сохранившийся гроб до 1993 года находились в Покровском соборе. Тамбовскими мастерами для мощей святителя Питирима была изготовлена изящная резная деревянная рака. В 1993 году мощи святого были перенесены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Спасо-Преображенский собор, который вновь был возвращен Тамбовской епархии. Здесь, у мощей святителя Питирима, ставшего для Тамбовской земли воистину неоскудной врачебницей, и сегодня можно приложиться к честной ризе святого, которая, как свидетельствуют строки из акафиста святителю, на недужные полагаема, дарует исцеления всем немощным и скорбящим людям. 10 августа (28 июля ст.ст.) 2004 года в Спасо-Преображенском соборе прошли торжества, посвященные 90-летию канонизации святителя Питирима. В этот день за богослужением пел возрожденный сводный хор духовенства Тамбовской епархии. Вокруг собора с мощами святителя Питирима был совершен крестный ход. который возглавили архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосии, епископ Шацкий Иосиф, викарий Рязанской епархии. В 2004 году в соборе по благословению епископа Феодосия был восстановлен иконостас нижнего храма Спасо-Преображенского кафедрального собора. Русская церковная история богата подвижниками, которые оставили о себе добрую память. Святость их жизни основывалась на безграничной любви к Богу, своему Отечеству и народу. Они стремились поведать современникам животворную мудрость и свой жизненный опыт. Таким святым подвижником является и святитель Питирим, имя которого сохранилось в памяти многих поколений верующих людей.

Иерей Виктор Лисюнин
Екатерина Борисова.