История



Из истории села Серповое.
История села Серповое насчитывает ни одно столетие, в наши дни довольно трудно установить, когда именно оно возникло... Далее

Старая церковь в с. Серповом была построена в 1797 году на средства прихожан. В церковных описях сказано, что престол был освящен "во имя Обновления храма Христа и Бога нашего Воскресения" . Простоял этот храм довольно долго для деревянного строения, более ста лет. К нему относились бережно, а когда церковь стала ветшать, то ёё обложили кирпичом.

Итак, все эти годы приход жил своей жизнью, мы же вспомним событие конца 19 века. В "Тамбовских епархиальных ведомостях" за 1892 год говорится: "В селе Серповом Моршанского уезда (душ1706, земли 79 дес., причта: священник, дьякон, псаломщик) согласно общему распоряжению епархиального начальства и - намеченных им целей, открыть вакансии священника и псаломщика и при замещении оных обязать причт, вместо существующей школы грамоты, открыть церковно-приходскую школу".
     С этого года Серповская средняя школа может вести своё летоисчисление.

Тогда, в далёком 1892 году был установлен список предметов для обязательного изучения: Закон Божий, русский язык, арифметика, пение, рукоделие, ремёсла. Сегодня мало кто знает, что указом от 22 марта того же года "во священники села Серповое Моршанского уезда" был рукоположен Дмитрий Доброхотов, а на место псаломщика определён Владимир Оржевский, окончивший курс школы пения при Тамбовском Казанском монастыре .

Мы не случайно вспомнили об этих двух церковнослужителях, дело в том, что они не только учили детей, совершали церковные службы, но и стали выдающимися личностями для села того времени. Именно они ходатайствовал перед Тамбовским Епархиальным управлением о строительстве нового храма вместе с шестью членами церковно-приходского попечительства, которое возглавлял крестьянин Поликарп Коротаев. И решено было во 2-ом Моршанском Алгасовском округе построить на месте обветшавших церквей два храма: в селе Алкужинские Борки и в селе Серповом. Таким образом, два храма в соседних сёлах строились параллельно, то есть в одно и то же время. Иерей Дмитрий Доброхотов был похоронен в Трегуляевском монастыре под Тамбовом. К сожалению, теперь место нахождение его могилы не известно, но упоминание о захоронении есть во многих источниках.

Сведений об авторе проекта и архитекторе этих храмов не обнаружены. Знаем только то, что деньги на строительство Серповского храма выделил местный торговец Суровикин Степан Фёдорович, который и был похоронен около церковной стены. Жители села тоже не остались в стороне от благого дела. Каждый должен был внести свою лепту, отработать несколько дней на стройке. Помочь замесить раствор, поднять кирпичи наверх (всё делалось в ручную, кирпичи поднимали в специальных "ранцах", в которые входило по 4 штуки), собрать яйца для раствора (цемент замешивали с добавлением куриных яиц), покормить мастеров. У каждого мастера-каменщика были свои подмастерья из местных подростков.

В разных источниках мы нашли разные даты освящения церкви, но, на основании документов, настаиваем на 1909 годе. В отчёте Алгасовского округа, куда входило 27 церквей, есть этому подтверждение, оно считается самым древним по отношению к другим источникам: "В 1909 году построена в Серповом новая церковь, каменная, тёплая. Престол во имя "Обновления храма" .

Храм построен в форме корабля. Центральная часть храма - квадрат. Стены завершаются сводами, на которых покоится центральный восьмигранный барабан. На нем стоит достаточно низкий, так же восьмигранный купол, венчающийся крестом. Для русского зодчества характерен купол высокий, это обусловлено климатическими условиями, чем вертикальнее кровля, и соответственно выше, тем лучше схождение с нее снега. В серповском храме купол ниже привычного для Руси, его высота меньше чем ширина. Такое необычное решение придает храму некий колорит. Храм хорошо виден издалека с северо-восточной стороны. На фоне раскинувшихся лугов он выглядит весьма живописно. Его невысокий купол с далекого расстояния представляется еще ниже и чем-то напоминает храм Великой Софии в Константинополе. По углам широко расставлены малые барабаны, устроенные как и центральный, восьмигранные, с такими же по форме куполами наверху. На каждой стороне барабанов, и большого и малых, размещены окна. Отличие в том, что центральный барабан соединен с храмом, а малые - глухие, т.е. от основного объема отделены сводом. К храму-квадрату примыкают с восточной стороны алтарь полукруглой формы, с западной - трапезная и двухъярусная колокольня. Экстерьер храма получился весьма солидным и внушительным. Старожилы вспоминают, что внутреннее убранство церкви было очень богатым, всё сияло позолотой. Резной иконостас украшали деревянные скульптуры, а иконы были написаны талантливыми мастерами.

Много лет назад по состоянию храма судили о том, насколько зажиточным является село, поэтому всегда прихожане украшали свою церковь, жертвовали что могли, внося посильный вклад.

Но времена меняются, а с ними меняемся и мы, люди. Серповской храм постигла ужасная участь, его в 1936 году в буквальном смысле громили. Церковную утварь, иконы, священные книги вытащили на площадь, сложили в огромную кучу и решили поджечь. Наверное, не возможно было смотреть на лики святых, обжигаемые языками пламени, поэтому те, кто посмелее, все-таки спасали иконы, выхватывая их из страшного сатанинского костра. Так многое смогли сохранить, спрятали в амбарах, на потолках домов. Дух противления, овладевший людьми, подсказал им устроить в святом месте сельский клуб. Во время Великой Отечественной Войны в помещении церкви был размещен цех изготовления валенок. В после военные годы - ремонтная мастерская тракторов.В последующие годы храм использовался под складское помещение колхоза.


В конце двадцатого столетия Воскресенский храм был совершенно заброшен. Уцелевшие двери были открыты, в оконных проемах остекление отсутствовало совершенно, фрагментами оставшееся железо на кровле сгнило. Прогнили также и деревянные конструкции крыши, полов не было, штукатурка на стенах местами отсутствовала совсем, там где уцелела, была в совершенно непригодном состоянии, колориферные печи почти разрушены. Церковь поганили, расписывали непристойными словами… И всё же огонёк веры, который теплился в сердцах многих людей, превратился в большой костёр искренней надежды на возрождение храма. И Бог дал им сил осуществить благое дело.

Валерий Викторович Глухов уроженец села, ныне проживающий в городе Моршанске, - этому человеку принадлежит инициатива возрождения святыни серповской. В Св. Никольском храме г. Моршанска состоялся первый его разговор с Коршуновой Валентиной Васильевной, которая в окрестностях города, в селе Коршуновка, построила небольшой каменный храм так же в честь святителя Николая Мирликийского, и конечно имела определенный опыт. Разговор был о том, с чего и как возможно начать возрождение Воскресенского храма. Был и основной ответ: "Надо найти человека, который бы взялся за это дело серьезно и основательно". Вероятно, не случайно эта встреча состоялась в Никольском храме, и с человеком, который строил храм в честь этого святого. В этом, несомненно, проглядывается незримое присутствие святителя Николая, особо почитаемого святого на Руси.

Валерий связался с семьей своего родного брата, проживающего в Серповом, Алексеем и Татьяной Глуховыми. Татьяна предложила поговорить с Москвиным Александром Ивановичем, чтобы предложить ему, как бывшему прорабу колхоза, имеющему опыт работы, взялся за новый строительный объект. Разговор состоялся, и главное за разговором последовало дело, вскоре по селу прошел первый народный сбор средств для восстановления храма.

3 марта 1999 года на сельском сходе под председательством благочинного протоиерея Александра Чернышова, Москвин Александр Иванович. был избран председателем Приходского совета.

Александр Иванович взялся за оформление требуемых документов для регистрации прихода в Тамбовской епархии. В народной памяти до наших дней почему то дошло мнение, что серповская церковь была освящена в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Именно с таким названием со слов Москвина А.И. и были оформлены документы в Тамбовской епархии. Приехав в Моршанск, новоизбранный церковный староста с этими документами пришел в районную администрацию к Панчишину Николаю Николаевичу, который в советский период нашей истории курировал религиозные организации по партийной линии. Увидив новооформленные документы Панчишин удивился названию храма, оно должно быть другим! Николай Николаевич поднял свои документы в которых значился храм, освященный в честь Воскресения словущего. Изучение епархиального архива подтвердило мнение Панчишина, храм изначально действительно был освящен в честь Воскресения словушего. Документы прихода были переоформлены… Таким образом, с самого начала удалось избежать дальнейшей путаницы, которая несомненно бы позникла.

Однако обмелело сегодня село. Нет в нем ни состоятельных купцов, ни мощных крестьянских хозяйств, да и самих жителей немного, не так как раньше. Несомненно, требовалась помощь со стороны, и Господь не оставил. В августе того же года Моршанская табачная фабрика, возглавляемая Петровым Ю.В., выделила благотворительную помощь, и начались активные восстановительные работы прекрасного памятника архитектуры, центра христианской духовности.

Помогали все, как могли. Помогал завод "Химмаш", Серповской лесхоз, Моршанские электросети, многие частные предприниматели, местные жители находили средства и силы.

На начало двадцатого века церковь опять удивляет своей красотой, величием. За эти годы восстановительных работ сделано очень много: изготовлены и установлены купола, переделаны деревянные конструкции главного купола и покрыты железом, произведено остекление оконных проёмов, настелены полы, оштукатурены стены. Сейчас в храме тепло, уютно, вокруг храма посажен сад из плодовых деревьев. Церковь на стыке веков как бы пережила своё второе рождение.

4 декабря 2001 года по благословению архиепископа Евгения благочинный Моршанского округа протоиерей Александр Чернышов совершил малое освящение Воскресенского храма, после которого впервые за многие годы была совершена Божественная литургия. Ему сослужил иерей Едесий Чернышов, с этого дня назначенный настоятелем серповского храма.

Прошло время, и уже в 2003 году 19 сентября в Воскресенской церкви прихожане праздновали другое событие. В этот день состоялось освящение и подъём первого колокола, пожертвованного ОАО "Моршанская табачная фабрика". Колокол весом 350 кг был изготовлен в Воронеже фирмой "Анисимов". На нём изображены образы Святой Троицы и Святителя Питирима, а также выгравировано название храма. Подъём на колокольню высотой 40 метров был осуществлён при помощи крана DEMAK, который предоставило Моршанское отделение ОАО "Газпром".

В этот день, утром, на Моршанской земле встречали Преосвященного Феодосия, епископа Тамбовского и Мичуринского, благочинный Моршанского округа протоиерей Александр Чернышов, представители ОАО "Моршанская табачная фабрика" во главе с директором Петровым Ю.В., глава администрации Моршанского района Васильев Г.П., председатель районного Совета народных депутатов Сложеникин В.А.

Преосвященный Феодосий в их сопровождении прибыл в Воскресенский храм, где отслужил молебен вместе с настоятелями окрестных приходов. Здесь владыка обратился с пастырским словом к прихожанам и гостям, ему был вручен Петровым Юрием Владимировичем именной сертификат на изготовленный колокол специально для Воскресенского храма. В 2004 г. в храме смонтированно паникадило "Орёл" высотой 3,6 метра, массой 560 кг на сорок восемь свечей.Одиннадцать человек монтажников и электриков в течение пяти дней устанавливали его. Рабочие торопились выполнить заказ, и перед приходом в Воскресенский храм крестного хода Курск - Дивеево, посвящённого 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского, паникадило было установлено, встретив гостей радостным сиянием. Паломники задержались здесь на один день, а 14 июля после Божественной литургии и молебна о путешествующих отбыли далее. С 2005 года усердием Петрова Ю.В. притвор храма освящен новым трехъярусным паникадилом.

Возродился из руин прекрасный памятник архитектуры, памятник веры наших предков, и самое главное в этих стенах православного храма вновь прославляется имя Господа и приносится бескровная жертва за Божественной литургией.

Донскова О.В.
иерей Едесий Чернышов

Из истории села Серповое

История села Серповоенасчитывает ни одно столетие, в наши дни довольно трудно установить, когда именно оно возникло, а можно лишь предположить, что застучали здесь топоры первых поселенцев задолго до строительства крепости Тамбов. О сёлах Поценья говорят ещё древние грамоты рязанских князей. В одной из них, относящейся к 1496 году, читаем: "…А что наши сёла в Мордве на Цне и на Украине; а те сёла ведаши нам по записям" . Стоит отметить, что под названием "Украина" в древних документах 15-16 веков имеются в виду южные и юго-восточные окраины Московского государства. Наверное, возникло село с началом заселения этого края великороссами спустя много лет после разорения Рязани Батыем (хотя существуют и другие версии), ведь долгое время здесь было Дикое поле, места безлюдные, лесистые, непроходимые, которые кое-где населяли мордва, меря, морша и беглые каторжники, разбойники. В этих краях существует множество легенд о Кудеярах, а мордовское поселение на Жёлтом бугре до сих пор оживает в рассказах старожилов.

Мордва действительно жила на противоположном берегу реки. Народы прекрасно соседствовали, и не раз уводили молодые парни красивых девушек, между них заключались браки. Наверное, Мордвинцывы, Марины - это их прямые потомки.

Жёлтый бугор имеет ещё одно название. В документах он значится как Воскресенский. Под этим названием он описан и как археологический памятник Серповской могильник. "Расположен на правом берегу реки Цна в двух километрах к востоку от села на дюне с местным названием "Воскресенский бугор"… Впервые упоминается в "Известиях ТУАК" (1890).

В 1892 году А.А.Спицын обследовал могильник, выявив 37 мордовских погребений, в которых найдены железные копья, медные и серебряные пряжки, гривны с подвесками в виде колец, а также пояс, украшенный 12 золотыми византийскими монетами 7 в. н. э.

Погребенные находились в грунтовых ямах с закруглёнными углами, головой в основном на север, в отличие от других могильников среднецнинской мордвы. Археологи считают это этническим признаком мордвы - эрзи".

В документах первое упоминание о селе Серповое относится к 1623 году . К тому времени насчитывалось в нём 120 крестьянских и 5 бобыльских дворов; во второй половине 18 века численность населения, согласно церковным описям, составляла1636 человек, а в начале 19 века было " дворов 550, 1873 жителя мужск. пола и 1859 жителей женск. пола, великороссы, занятие жителей - выделывание телег, саней, тарантасов и отхожий промысел, имеют 1 1/4 дес. земли на душу". К 1917 году население села выросло до 4227 человек.

Местоположение села было удивительно выгодным для разного рода занятий. Раскинулось оно по устью реки Серп, от неё и получило своё название Серповое, рядом красавица Цна, глубокая, широкая, судоходная; лес удивлял обилием ягод, грибов, рыскучего зверя; луговые просторы давали возможность заниматься земледелием и скотоводством. Отсюда водными путями к царскому двору везли пеньку, лён, пушнину, шерсть, рыбу, мёд, ведь село считалось дворцовой вотчиной после смерти в 1622 году бездетного князя Булая Кудашева. Дело в том, что Верхоценская волость долгое время являлась собственностью темниковских служилых татарских мурз.

Но селом Серповое стало называться только с 1797 года, когда возвели первый храм. Однако люди глубоко верующие и щедрые жили в нём. Об этом тоже можно прочитать в документах. Вот запись, относящаяся к 1648 году: "Верхоценской волости деревни Серповой жилец Никифор Мещин дал вкладу на монастырь свой бортный ухожий на Вороне со всяким рыскучим зверем и рыбною ловлею, в прок, без выкупу и без отыму" .

История - удивительно интересная, но забывчивая наука, верит только документам и частично доверяет рассказам старожилов. Говорят: "Ушло в историю". Значит - прошло, забылось, но судьба родного края заставляет многих и многих прикасаться к ветхим страницам рукописей, документов, говорить, вспоминать, рассказывать. Много есть во всём этом вымысла, однако мы хорошо знаем, что Тамбовская земля помнит топот конниц не только хана Батыя, но и соседей-кочевников. Они не раз нарушали покой местного населения. А история села хранит в памяти жителей рассказы о народных восстаниях и бунтах, мятежах и войнах. Всё это было! Только со временем приобретают события элементы вымысла, превращаясь в волшебный сказ или красивую легенду. Не будем теперь отделять реальное от интересной выдумки, а просто задумаемся над настоящим…

Донскова О.В.