Казанский Богородичный мужской монастырь.
Вознесенский женский монастырь.
Иоанно-Предтеченский мужской монастырь.
Мамонтовская Никольская пустынь.
Богородицко-Знаменский Сухотинский женский монастырь.
Козловский Свято-Троицкий монастырь.

Тамбовская епархия занимала шестое место в России по числу монастырей. К 1911 году в крае существовало 11 мужских, 12 женских монастырей и 4 женских общины. В 1913 году в историко-статистических описаниях Тамбовской епархии секретарь Тамбовской консистории А.Е. Андриевский упоминает уже 30 монастырей. Для сравнения: в 1894 году их насчитывалось только 21 (9 мужских, 11 женских монастырей и одна жен ская община). Судьба тамбовских монастырей складывалась по-разному. История некоторых из них начиналась задолго до становления не только Тамбовской епархии, но и города-крепости Тамбова, основанного в 1636 году. В их числе Шацкий Черниев (1573 г.), Лебедянский Троицкий (1621 г.), Шацкая Вышенская пустынь (1625 г.), Санаксарский (1659 г.) и Саровский (1706 г.) монастыри, которые до революции 1917 года территориально относились к Тамбовской губернии и подчинялись Тамбовским архиереям. В советское время территория Тамбовской губернии была сокращена почти в три раза. К сожалению, все эти известные и многие другие тамбовские монастыри по новому делению областей в годы советской власти не вошли в состав Тамбовской области. В наше время на территории Тамбовской епархии, границы которой совпадают с территорией Тамбовской области, открыто два монастыря, и еще в четырех ведется работа по возрождению монашеской жизни и восстановлению монастырских святынь.


Казанский Богородичный мужской монастырь

Казанский Богородичный мужской монастырь был основан и построен в XVII веке с южной стороны г. Тамбова старцем Иосифом. В 1679 году братии монастыря были пожалованы в дар мельницы на реках Студенец и Цна, в районе села Донское. В монастырской собственности находились земли Троицкой Дубравы, Троицкого Караула, хутор Трёх Лощин, берег реки Кариан и земли близ села Татаново Из-за пожаров, которые часто возникали в городе Тамбове, архитектурный облик монастыря неоднократно менялся. Значительное его переустройство произошло в середине XVIII века. По благословению епископа Тамбовского Пахомия (1758-1766 гг.) на территории Казанской обители стала располагаться архиерейская резиденция. Новый деревянный архиерейский дом, консистория, баня, конюшенный двор, хозяйственные службы были выстроены рядом с братским корпусом и храмом.Каменное строительство зданий и храмов Казанского мужского монастыря датируется последним десятилетием XVIII века.

Много трудов по строительству и благоустройству Казанской обители положил епископ Феофил (Раев), управлявший Тамбовской епархией в 1788-1811 годах. По его поручению были возведены два каменных храма, сохранившиеся до наших дней - Казанский и Иоанно-Предтеченский. Возводил храмы бывший Саровский послушник Нафанаил. В историю строительства монастыря вошли имена протоиерея С.А. Березнеговского, архитектора по образованию, и инженера-архитектора А,С. Четверикова. Здания монастыря выстроены в духе классицизма, господствовавшего в то время в русской архитектуре.

Казанский соборЛетняя соборная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери была заложена в 1791 году, освящена в 1796-м епископом Тамбовским и Шацким Феофилом (Раевым). Архитектурный облик этого храма полностью повторяет облик ныне не сохранившегося Успенского собора Саровской пустыни. Знаменательным является то, что в 1793 году в Казанском монастыре Преосвященнейшим Феофилом во иеромонаха был рукоположен преподобный Серафим Саровский. Преставившийся о Бозе епископ Феофил (Раев) был погребен у южной стены внутри Казанского собора. Там же возведена памятная плита, эпитафия на которой гласит: Ты зришь, кто здесь лежит? Феофил грешный здесь, Кой в беззакониях провел живот свой весь. За сии здания он прахом здесь покрыт. Хвалу и язву слов снося от всех, молчит, Но молит всех о том, да всяк Христу речет: "Причти дух грешника в избранных лик и свет".С конца XVIII века на территории монастыря стал складываться некрополь. Здесь, под сенью монастырских храмов, нашли свое упокоение многие известные представители Тамбовского края: духовенство, военачальники, меценаты, ученые.

Вторая монастырская церковь во имя Иоанна Предтечи (зимняя) заложена в 1794 году, но строительство протянулось до 1821 года. Многоярусная колокольня монастыря, отстроенная в 1848 году, до наших дней не сохранилась. Уже в конце XVIII века монастырь был окружен каменной стеной. В начале XX столетия в юго-западную часть монастырской стены включалось двухэтажное здание консистории, а также архиерейский дом, братский корпус, здание архива.

Казанский мужской монастырь был закрыт 19 октября 1918 года "в связи с фактами выступлений против советской власти при вспышке контрреволюционного мятежа в Тамбове". Во время Гражданской войны, после Антоновского крестьянского восстания, в Казанском монастыре советской властью был устроен лагерь, в котором велись допросы и расстрелы участников восстания. В это же время под предлогом обветшания сооружения была разрушена величественная колокольня. Кирпичи и щебень были использованы на строительство клуба в пригороде (ныне г. Котовск), а колокола, как памятники истории и культуры, переданы Главнауке. Более 50 лет монастырь находился в полуразрушенном состоянии.

Возрождение Казанского мужского монастыря началось 22 декабря 1992 года при архиепископе Евгении (Ждане). В 1993 году в Казанском монастыре г. Тамбова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил часовню, воздвигнутую в память о погибших в годы Гражданской войны. В 2003 году в монастыре епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосией была освящена часовня, воздвигнутая над могилой архиепископа Нижегородского и Арзамасского Евгения (Ждана), много потрудившегося на ниве духовного возрождения Тамбовской епархии, почившего 11 октября 2002 года. С 2002 года священноархимандритом монастыря является Преосвяшеннейший Феодосии, епископ Тамбовский и Мичуринский. 28 марта 2004 года впервые за последние 85 лет в обители епископом Феодосией был совершен постриг трех насельников монастыря. В настоящее время в монастыре 7 насельников.


Вознесенский женский монастырь.

Вознесенский женский монастырь основан в 1690 году святителем Тамбовским Питиримом. Располагалась обитель при устье двух небольших рек - Студенца и Гаврюшки. Первая настоятельница женского монастыря, игуменья Екатерина, была родной сестрой святителю Питириму. В 1724 году в монастыре случился страшный пожар, в котором сгорело все монастырское имущество. Позднее на угодьях восстановленного монастыря были выстроены две церкви, Первая, каменная церковь Вознесения Господня с двумя приделами, - во имя святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, и святой великомученицы Екатерины - была построена в 1791-1798 годах по проекту архитектора И.Р. Кругликова. В строительстве этого храма активно помогали жители Тамбова. Второй храм монастыря был заложен в 1816 году. В это время в монастыре было более 150 насельниц. Окончательно церковь выстроили через четыре года, в 1820 году, она была освящена в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость".

В начале XIX века Вознесенский женский монастырь занимал земельную территорию в 12062 кв. сажени. Имелись хозяйственные постройки, огороды, сад. Была сооружена общественная просфорня, поставлявшая просфоры для всех приходских и домовых храмов г. Тамбова. Денежный доход от просфорни поступал на содержание приюта для девочек. На территории Вознесенского монастыря были устроены: сестринский корпус, предназначенный для жилья немощных и престарелых сестер обители; настоятельский , училищный, просфорный, вратный корпуса и двухэтажный каменный дом, где жила монастырская прислуга. Кроме того, были выстроены баня-прачечная, водоразборная будка для водообеспечения всего монастыря. Время расцвета Вознесенской обители пришлось на конец XIX - начало XX веков. Сестринский корпус в три этажа был заложен в южной части монастыря в 1891 году. На средства настоятельницы монастыря игумений Антонии в большом каменном здании была организована домовая церковь, освященная во имя преподобного Антония Печерского, где регулярно совершались богослужения. Иконостас домового храма и все иконы были изготовлены в Троице-Сергиевой Лавре.

На ремонт главного монастырского храма игумения Антония положила много сил и собственных средств. За труды Святейший Синод наградил ее золотой медалью с бриллиантовым украше нием на Андреевской ленте для ношения на шее. По завету матушки её погребли у южной стены алтаря Вознесенского храма. Застройка монастырской территории завершилась возведением двухэтажной трапезной из красного кирпича. Здание сохранилось до наших дней.

На монастырском кладбище были построены две часовни: одна была устроена в память о первой игуменье Екатерине и вторая - на могиле монахини Миропии (Аденковой). При жизни монахиня Миропия принесла в монастырь чудотворный образ Казанской Божией Матери, в последствии ставший знаменитым Вышенским Казанским образом. Эта икона, спасшая монахиню Миропию от ограбления в пути из Москвы в Тамбов, хранилась в Вознесенском женском монастыре с 1812 по 1827 годы. Позднее, прославленная чудесами исцелений, икона была передана в Вышенскую пустынь, где и находится поныне. Во времена святителя Феофана, затворника Вышенского (1815-1894), который в 1859-1863 годах был Тамбовским епископом, эта икона получила особое почитание в Вышенском монастыре и в Тамбовской губернии. Особенно же почитание этой иконы распространилось с 1861 года, когда чудотворный образ был принесен в г. Моршанск для исцеления и защиты жителей города от холерной эпидемии. С 70-х годов XIX века установилась традиция совершения крестного хода с чудотворным Вышенским Казанским образом Божией Матери по Тамбовской губернии, эта традиция сохранялас вплоть до революции 1917 года, но в советское время была прекращена.

В 2001 году стараниями архиепископа Евгения (Ждана) впервые за долгие годы по Тамбовской земле вновь был совершен крестный ход с чудотворной Вышенской иконой. По ходатайству епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий 19 марта 2004 года благословил возродить ежегодное принесение Вышенской иконы в Тамбовскую епархию. В 2004 году чудотворный Вышенский образ Божией Матери вновь посетил город Тамбов и Вознесенский женский монастырь, где на могиле монахини Миропии Преосвящен-нейшим Феодосией была совершена панихида. Необходимо отметить, что насельники Вышенского монастыря чтили память монахини Миропии: в 1892 году над ее могилою архимандритом Вышенского монастыря Аркадием был устроен металлический памятник в виде часовни, В 1906 году при заселении Вознесенской церкви могила монахини Миропии вошла под церковь. Изнутри храма к могиле был устроен сход по каменной лестнице. Склеп, где была погребена монахиня Миропия, сегодня восстановлен и является памятником истории Вознесенского женского монастыря.

В Вознесенском монастыре за всю историю его существования не раз появлялись чудотворные иконы. Одна из них - икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость", появившаяся в обители в 1794 году. Эта икона была написана по заказу графа В.П. Мусина-Пушкина неким московским живописцем. Первое чудо, происшедшее с образом, случилось, когда граф выразил свое недовольство художником и его работой. Тогда неожиданно на иконе прекрасно писаный образ исчез. Возродить икону сумел кирсановский художник А. Дьяков, которому и была она подарена. Впоследствии икону перенесли в Вознесенскую обитель.

По местным преданиям, в Вознесенском женском монастыре некоторое время проживала великая княгиня Анна Феодоровна, супруга великого князя Константина Павловича Романова. В 1859 году княгиня прибыла в монастырь как инокиня Анна Ивановна Степанова. Прожив в монастыре три года, инокиня Анна была отправлена в Пензенский девичий монастырь, но по дороге карета застряла в воде, отчего великая княгиня простудилась и вскоре скончалась, не прожив в Пензе и четырех дней. После нее вместе с другими личными вещами остался наперсный крест с гравировкой "Царевна Анна".

По историческим описаниям монастыря за 1911 год в Вознесенской обители значились штатными: настоятельница, казначей, 15 мантийных монахинь; внештатными: 65 мантийных монахинь, 135 рясофорных послушниц, 321 послушница на испытании, 48 престарелых девиц, вдовиц и учениц Свято-Ольгин-ской школы (приюта), квартировавших в кельях монастыря. Всего значилось 586 человек. В 1918 году имущество монастыря было объявлено "советской собственностью". Монахини были выселены и "определены на полезную работу". Здания, принадлежавшие обители, были полностью переданы в городское пользование. Богослужения в Вознесенской церкви прекратились в 1925 году.

В юбилейный год 1000-летия Крещения Руси (1988 г.) Русской Православной Церкви был возвращен единственный сохранившийся монастырский Скорбященский храм, который был освящен архиепископом Евгением (Жданом) 6 ноября 1990 года. 22 декабря 1992 года Священный Синод определил открыть Вознесенский женский монастырь в г. Тамбове "для возрождения в нем монашеской жизни", К сожалению, многие старинные монастырские корпуса до сих пор заселены жильцами. За последние 10 лет в монастыре кроме восстановленной Скорбященской церкви был построен комплекс монастырских зданий: корпус с крестильным храмом св. прав. Иоанна Кронштадтского, освященный Святейшим Патриархом Алексием II в августе 1998 года, келейный корпус, здание воскресной школы. В монастыре находится общежитие для воспитанниц Тамбовского духовного училища. В настоящее время в обители подвизаются 6 насельниц.


Иоанно-Предтеченский мужской монастырь

Среди тамбовских монастырей большой известностью пользовался основанный святителем Питиримом Трегуляевский Иоанно-Предтеченский монастырь, расположенный в нескольких километрах от Тамбова на берегу реки Цны в живописной дубраве Тамбовского Трегуляевского леса.

Предание связало с этой обителью замечательное событие, напоминающее о тесной духовной связи святителя Питирима и святителя Митрофана Воронежского. Любя уединение, Преосвященный Питирим, как только дозволяло время, удалялся за Тамбов, в густой лес, и там предавался богомыслию и молитве. Однако такие прогулки не могли полностью удовлетворять монашескую потребность в молитве, поэтому святитель определил устроить в тихом, лесистом месте особую обитель и для того избрал лучшее место во время своих уединенных странствований. Об этом он рассказал прибывшему к нему дорогому гостю, Воронежскому святителю Митрофану, прося его "освидетельствовать и благословить во славу Божию избираемое им место для обители". Таким образом, оба посетили то место, где впоследствии стала красоваться святая обитель. К двум достопамятным мужам предание присоединяет еще и третьего, известно только его имя - Иннокентий. Быть может, он был одним из келейников святителя Питирима. Все трое благословили своей сердечной молитвой место для устроения монастыря. И с тех пор оно получило название Трегуляй, а мужская обитель, устроенная здесь, Трегуляевским монастырем. В ознаменование этого замечательного события в Тамбовской летописи был отмечен не только год, но и число освящения места - второй день по Воздвижению Креста Господня, 15/28 сентября 1688 года. Новостроящуюся обитель епископ посвятил великому пустыннику и постнику - Предтече и Крестителю Господню Иоанну - как бы в воспоминание о любимой Вяземской обители Смоленской епархии, где он начинал свое монашеское служение.

Первый монастырский храм был построен в 1691 году и освящен владыкой Питиримом во имя Иоанна Предтечи, Строительным материалом для него служил широко используемый в крае сосновый брус. Крупнейший пожар в 1717 году полностью уничтожил все монастырские постройки, но уже в 1720 году обитель была полностью восстановлена на добровольные пожертвования жителей Тамбова. На месте сгоревшей появилась новая двухэтажная Предтеченская церковь. Через 53 года в монастыре появилась другая - Введенская церковь.

С 1791 года деревянное строительство в монастыре уступает каменному. Монастырскую территорию в 1795 году ограничила каменная стена. Конец XVIII столетия был временем повсеместного каменного строительства не только в Трегуляевском монастыре, но и во всей епархии. Оно было связано с деятельностью Тамбовского епископа Феофила (Раева). При владыке Феофиле на щедрые пожертвования тамбовских дворян Севостьянова Ш.Ф. и Бегичевой М.С. началось строительство главного монастырского храма во имя Рождества Иоанна Предтечи. Предтеченская церковь и возведенная рядом с ней колокольня не подвергались перестройкам до начала XX века, сохраняя чистоту архитектурного стиля, характерного для провинциального зодчества конца XVIII - начала XIX веков. Главный храм Тре-гуляевской обители имел некоторое сходство с Успенским храмом Саровской пустыни, так как строительство осуществлялось под руководством бывшего послушника Нафанаила из Сарова.

Второй храм, во имя Спаса Нерукотворного, возведенный в русско-византийском стиле, стал настоящим украшением Трегуляевского монастыря. Он был заложен в 1895 году, но из-за ограниченности средств строился около десяти лет.

В 1811 году Трегуляевский монастырь получил статус штатного третьеклассного. Средствами его существования были проценты с капитала и доходы от хозяйственной деятельности братии. Братия (20-30 человек) занималась огородничеством, пчеловодством, ремеслами и ежегодной продажей небольшого количества строевого леса. Паломников привлекали уют и благоустройство Предтеченского монастыря, поражали красота фруктовых садов и тенистые липовые аллеи, ведущие к храмам. У южной стены Предтеченского храма находилось могильное надгробие Новочеркасского архиепископа Афанасия (1847 г.); у северной - Тамбовского епископа Николая (1864 г.); на монастырском кладбище - захоронения именитых жителей Тамбовского края.

Святынями Предтеченского монастыря были икона-складень, именуемая 'Неопалимая купина", и икона Божией Матери "Скоропослушница", исполненная на кипарисовой доске большого размера и привезенная в 1867 году из Афонской обители.

В годы Гражданской войны монастырские постройки, предназначенные для милосердного служения, стали использоваться новой властью как места заключения. Один из постоянных тамбовских лагерей размещался в Трегуляевском монастыре. Эти лагеря были пропускными пунктами для высылки людей за пределы Тамбовской губернии. В материалах Трегуляевского лагеря - история трагических судеб людей разного возраста: стариков и старух, молодых женщин с маленькими детьми, арестованных как заложников. Масштаб трагедии был огромен: "К 15 ноября (1921 года - прим. авт.) через них прошло 27360 человек, из которых выслано за пределы Тамбовской губернии до 20 тысяч человек, а остальные переведены в другие места заключения или освобождены". В 1922 году была закрыта церковь и выселены священнослужители. В 1924 году Трегуляевский монастырь был включен в списки памятников церковной архитектуры, которые надлежало охранять государству. Однако списки не помешали местным властям в 1929 году решить вопрос о разборке монастырских построек. Предпоследняя страница истории Трегуляевского монастыря была драматичной - в нем открылась колония малолетних преступников. Позднее все сооружения одного из старейших тамбовских монастырей были полностью разрушены, а на территории монастыря разместилась воинская часть. Несмотря на это, никогда не зарастала тропа народной веры к источнику святителя Питирима. В Трегуляевский лес всегда стремились паломники, чтобы испить воды святого источника и окунуться в его живительную прохладу.

В наши дни на месте некогда чудесной обители высится новый храм второго обретения мощей святителя Питирима Тамбовского, освященный Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в 2002 году во время празднования 320-летия со дня основания Тамбовской епархии. Здесь же для многочисленных паломников, приезжающих с разных концов России, была устроена купальня на источнике святителя Питирима.


Мамонтовская Никольская пустынь.

История Мамонтовской пустыни тесно связана с историей распространения и укрепления православной веры в Тамбовском крае. Пустынь располагалась в 70 верстах от Тамбова по моршанской дороге у села Мамонтово. Село и монастырь носили имя основателя - инока Маманта. В документах Шацкого архива указывалось, что старцу Маманту в 1629 году по велению местной землевладелицы инокини Марфы Ивановны было разрешено открыть пустынь во имя святителя Николая на Никольской поляне. В первые десятилетия своего существования монастырь был беден и убог. Грамотой 1634 года запрещалось взыскивать налог с 30 четвертей монастырских земель, поскольку "старец в тоей пустыне живет только сам друг со старцем и питается Христовым именем, а служебников и работников и крестьян нет никого, и с тое земли ему, старцу Маманту, за даточные люди дати нечего". Постепенно земли заселялись пришельцами из соседней Рязанской области, из-под Наровчата и из Звенигородского уезда; были среди них вольные люди, бобыли и кабальные крестьяне. Всем им оказывалось гостеприимство, на обильных свободных территориях всего было достаточно, а рабочих рук не хватало. Здесь закладывались основы культуры земледелия, впоследствии передаваемые новым поселенцам.

В 1652 году пустынь была приписана к Звенигородскому Саввино-Сторожевскому монастырю с крестьянами, бобылями, их детьми, братьями и племянниками. В писцовых книгах 1677 года указывалось, что в Мамонтовской пустыни у Глубокого озера были две церкви с колокольней, иконами и утварью. Располагались они в одном здании; главная - во имя Николая Чудотворца, придельная - во имя Алексия, человека Божьего. Первым строителем церквей в пустыни был ее основатель - старец Мамант. Придельная церковь не случайно была освящена во имя Алексия - ведь наибольшее число вкладов монастырь получил в царствование Алексея Михайловича "для ради покоя вечных благ будущего века".

Монастырские владения быстро обогащались: к концу XVII века обитель владела многочисленными коровьими, птичьими, пчелиными дворами. В каждой монастырской деревне были свои старосты, назначенные монастырем, и управляющие-монахи. Хотя пустынь официально была достаточно рано упразднена (1764 г.), храмовые и хозяйственные постройки еще долгое время являлись монастырскими. Новый однопрестольный Николаевский храм был построен по храмозданной грамоте епископа Феодосия (Голосницкого) в 1768-1775 годах. Это была прочная и красивая постройка, существовавшая до первой четверти XX столетия. Она располагалась в пяти саженях от обветшавшего храма на небольшом взгорье возле озера Глубокого. Церковь была срублена из соснового леса. В новых рубленых приделах, устроенных в 1865 году, разместились ризница и Покровская церковь. Храмовые иконостасы с витыми колоннами были обильно позолочены. Но представление о внутреннем убранстве мамонтовской церкви было бы неполным без упоминания о деревянных скульптурах, которыми был наполнен этот храм. В нижнем поясе над местными иконами находились изображения херувимов, искусно вырезанных из дерева и покрытых листовым золотом. Над иконостасом - резное распятие, по сторонам - резные изображения Иоанна Богослова и Пресвятой Девы Марии. Нижняя часть Царских врат была оформлена деревянными скульптурами евангелистов в полный рост.

После того, как Мамонтова пустынь была упразднена, на месте монастыря стараниями священника с. Мамонтове Алексея Кринова была образована новая община сестер на основе богадельни, в которой проживало к 1912 году двадцать крестьянских вдов. К маю 1912 года в Мамонтове появился первый каменный храм, построенный на средства прихожан и местного священника Алексея Кринова. Главной реликвией храма, освященного в 1915 году, стала древнейшая икона святителя Николая, исполненная на липовой доске высотой в два аршина (около 140 см). Святитель Николай был изображен во весь рост в архиерейском облачении, украшенном золотыми крестами. Главу его украшали венцы, подобные лубочным, в правой руке - стальной меч, в левой - дарохранительница. На обратной стороне иконы, облаченной в серебряный оклад, была четкая надпись "Никола Можайский". По устному преданию, основатель пустыни старец Мамант нашел эту икону у трех лип; на том священном месте он и поставил первый монастырский храм. Из спиленных лип была изготовлена церковная утварь, столетия хранившаяся в Никольской церкви села. Безвестные моршанские мастера создавали уникальные произведения, украшавшие столетиями церкви этого уезда Тамбовской губернии. Истоки мастерства резчиков по дереву уходили в далекое прошлое. Скульптуры эти, разнообразные по композиции, расписанные красками, как иконы, привлекали исследователей, увидевших в них образцы барокко в деревянной пластике.

В 1924 году резные деревянные статуи из северных уездов Тамбовской губернии перекочевали в Моршанский историко-археологический музей. Среди них было более десяти статуй Христа Спасителя в терновом венце, некоторые из них - с цепями на руках и ногах; фигуры святых и ангелов; статуи Богоматери и Иоанна-воина; голова Иоанна Крестителя на блюде. Они поступали из Тараксинской, Земетчинской, Пичаевской волостей и из пригородной Феодоровской церкви. Но многолетнее отторжение православной культуры привело практически к полной утрате для потомков этих великолепных произведений народного творчества. Несмотря на это, и в советское время не прекращался поток верующих людей, стремившихся сюда, в Мамонтове, чтобы помолиться и получить исцеление, окунувшись в Святом озере. На престольный Никольский праздник 22 мая в Мамонтове" приезжает множество паломников не только из Тамбовской, но и из соседних областей. С 2003 года началось возрождение Мамонтовой пустыни. По благословению епископа Феодосия, благодаря поддержке губернатора Тамбовской области О.И. Бетина, Председателя Тамбовской областной думы В.Н. Карева, а также тамбовских меценатов и жертвователей устроена купальня на Святом озере, ведется строительство сестринского корпуса, завершается строительство храма.


Богородицко-Знаменский Сухотинский женский монастырь.

Одним из самых известных монастырей на Тамбовской земле был Сухотинский женский монастырь. В 30 километрах от Тамбова, на берегу реки Нару-Тамбов, в своем имении проживала боголюбивая чета Сухотиных - отставной майор Петр Гаврилович и его супруга Варвара Александровна. В преклонном возрасте, получив благодатное исцеление от тяжелой болезни после усердной молитвы перед иконой Божией Матери "Знамение", супруги дали обет устроить в своем имении иноческую обитель. Осталось тайной имя старца, явившегося им во сне и благословившего помолиться пред иконой Божией Матери "Знамение".

В январе 1818 года в ответ на свою просьбу Петр Гаврилович получает от митрополита Ионы разрешение и благословение на строительство церкви. К осени строительство храма в честь иконы Божией Матери "Знамение" было завершено. В 1822 году состоялось торжественное освящение храма. Построив затем несколько полукаменных двухэтажных и одноэтажных корпусов для инокинь, в 1825 году Варвара Александровна просит Священный Синод "дозволить ей открыть на своей господской усадьбе женский монастырь", а в 1833 году обращается в Тамбовский Приказ общественного призрения с просьбой "дозволить ей учредить в ее доме богадельню". В этом же году указом Министра внутренних дел разрешается открытие богадельни на 30 женщин. В пользу богадельни Варвара Александровна передает всю свою господскую усадьбу с постройками и каменной оградой, сад, огород, 170 десятин земли. Вскоре число живущих в богадельне доходит до пятидесяти. 28 сентября 1849 года Сухотинская богадельня стала женским общежительным монастырем "с призрением в ней и пребывающих там штатных богадельных лиц". В монастыре по штату полагалась начальница в сане игуменьи, казначея, 15 монахинь, 15 послушниц. Устав полагался общий для общежительных монастырей. Начальницей монастыря была избрана монахиня Нижегородского Крестовоздвиженского монастыря Дорофея (Кудрявцева), духовная дочь преподобного Серафима Саровского. Принимая должность начальницы Сухо-тинского монастыря, матушка Дорофея вспоминает сказанные преподобным старцем слова: "Иди, послужи барыне, да берег-то укрепи, берег!" Все свое внимание и усердие сосредоточила она на устроении внутренней, духовной жизни, "упорядочении добрых порядков обители". Особо строго следила за исполнением послушаний по церкви. Дважды матушка получала высочайшие благодарности: за пожертвования раненым воинам Крымской кампании и в первую роту Тамбовской Дружины ополчения Казанской иконы Божией Матери. А в 1861 году была награждена наперсным крестом за свои труды и усердие "в пользу монастыря".

В 1917 году пришло страшное лихолетье новой женского монастыря. При участии местной губернской власти образован координационный совет по возрождению обители. Сегодня в монастыре ведется работа по передаче епархии уцелевших монастырских келейных корпусов, трапезного корпуса с домовой церковью в честь Казанской иконы Божией Матери.

26 октября 2004 года Преосвященнейшим Феодосией, епископом Тамбовским и Мичуринским с духовенством епархии в сохранившемся со времен действующей женской обители храме в честь Иверской иконы Божией Матери на престольный праздник была совершена праздничная Божественная литургия.


Козловский Свято-Троицкий монастырь.

В 1627 году на высоком берегу реки Лесной Воронеж по именному указанию царя Михаила Феодоровича Романова старцем Иосифом был основан мужской Троицкий монастырь. Обитель старца находилась посреди дубовой рощи на берегу реки, ее противоположный берег называли "ногайской стороной". Сподвижниками старца Иосифа были старцы Пафнутий, Ага-фоник и Нифонт. Монастырю были отведены лесные и сенные угодья, в 1635 году ему принадлежало семь крестьянских дворов. В 1636 году монахи получили благословение архиепископа Антония Рязанского на сооружение храма во имя Святой Троицы с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы. Первая церковь была деревянной и небольшой. 5 сентября того же года царь Михаил Феодорович повелел своим ясельничим и воеводам Ивану Биркину и Михаиле Спешневу ехать в Дикое поле и строить новый город Козлов как одно из звеньев в цепи городов Белогород-ской засечной черты. Тульская засечная черта уже не сдерживала натиска крымских и ногайских татар. "Ведомо нам учинилось, что степью меж Воронежских и Ценских верхов, мимо Урлапова городища, приходят в Русь войною крымские и ногайские люди и православных крестьян побивают и в полон емлют ". Под личной опекой царя находилась Козловская обитель в 1641 году. По грамоте Михаила Феодоро-вича монастырь получил "рыбные ловли и бобровые гоны" на Лесном Воронеже и место для постройки мельницы, позже - участок земли вдоль берега для просушивания неводов и для причала.К середине XVII века Белогородская засечная черта была построена. Монастырь, расположенный с южной стороны Козлова, был вынужден принимать на себя тяжесть татарских и калмыцких набегов.

В первые годы своего существования, до прихода в монастырь игумена Кирилла, обитель не была общежительной. "Братии было немногое число, и кормился всяк собою", - сообщал позже в Пушкарский приказ в своей челобитной архимандрит Дорофей. С 1660 года игумен Кирилл "учинил общую трапезу", при нем же началось и большое каменное строительство. "Своею работою и добрым подвигом, - по словам архимандрита Дорофея, - построил Кирилл в монастыре каменного строения церковь Успения Пресвятой Богородицы, а под нею - другую церковь же великих чудотворцев Зосимы и Савватия Соловецких, и поварни, и кельи, и около монастыря ограду каменную". Игумен Кирилл начал и строительство соборной церкви Живоначальной Троицы "на погребах и сделал до прагов", то есть заложил фундамент. "Всех чинов люди" города Козлова, видя "большую добродетель и радения" игумена Кирилла, принимали участие в строительстве монастыря, многие - для того" чтобы им в старости "в этом монастыре постригаться". В середине XVII века там было 20 монахов, вокруг монастыря селились монастырские служители, которые работали на пашне, сенокосах, в лесу и на мельнице, принадлежавших монастырю.

В 1658 году по просьбе игумена Дионисия монастырь получил право ловли рыбы в реках Иловай, Лесной и Польный Воронеж, а при игумене Кирилле - на Кривецком плесе. В1662 году монастырю было отведено подворье в Козлове. Переписная книга Троицкого монастыря содержит сведения о наличии во второй половине XVII века в его владении бобровых гонов (урочищ в реках, где водились бобры и производилась их ловля). Они были обычным явлением в центральной, западной и южной полосе России, доходы от этого промысла облагались оброком в пользу казны. В Писцовой книге Разрядного приказа Белогородского стола записано, что в середине века монастырь владел землями на "ногайской стороне" реки, "около ржавца" (болота).

В 1667 году царь Алексей Михайлович прислал в монастырь святыни - принесенный ему из Афона "перст от Гроба Господня", частицы мощей апостолов Андрея, Тита, архидиакона Стефана, великомученика Феодора Тирона, великомученика и Победоносца Георгия, великомученика и целителя Пантелеймона, мучеников Иакова Персианина, Киприана, Меркурия, Акепсима, великомученика Феодора Стратилата, мученика Лукиана, равноапостольного царя Константина, преподобного Онуфрия Великого, патриарха Иоанна Милостивого, преподобного Михаила Малеина, святителей - Феодора Сикеота, Иоанна Новгородского, преподобного Александра Свирского, мучениц Варвары и Феодосии.

В 1672 году было завершено строительство двухэтажной каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1682 году повелением царя Феодора Алексеевича была открыта Тамбовская епархия, а настоятель монастыря возведен в сан архимандрита. На следующий год в Троицком монастыре скончался игумен Кирилл, и архиепископ Тамбовский Леонтий поставил на его место игумена Дорофея. Тридцать человек братии было в тот год в монастыре: "...многие люди старые, и на ваших, Государи, - обращался архимандрит Дорофей к царям Иоанну и Петру Алексеевичам в челобитной, - службах раненные". В этой челобитной в Пушкарский приказ архимандрит "с братиею" просил выделить монастырю железо, "пудов с четыреста", на завершение строительства соборной церкви, для чего "сарай и всякие заводы кирпичные готовы близко монастыря". Государи пожаловали монастырю железо: 50 пудов "железа тянутого, саженного" - было отмечено в приходно-расходной книге Троицкого монастыря. "Что у пчел в соту, то Зосима и Савватий дали", -известна была поговорка на Руси. Для козловских монахов монастырский "пчельник" (пасека) был второй статьей регулярного дохода. Пасекой заведовал старец Илия, она постоянно расширялась за счет дарений жителей и постригавшихся в монахи. Немаловажной статьей дохода была и плата окрестных жителей за пользование монастырской мельницей, где работали специально нанятые работники. На скотном дворе монастыря были лошади, коровы, куры. Существенный процент дохода монастыря составляли пожертвования богомольцев и жителей Козлова и окрестных сел. Монастырь был и культурным центром, покупал и продавал книги. Так, например, в феврале 1682 года он приобрел книгу святителя Григория Богослова, христианского писателя IV века, борца против арианской ереси, за два с лишним рубля (средняя цена лошади). Расходно-приходная книга дает представление и о церковных связях монастыря в тот период, о событиях, происшедших в Тамбовской епархии. Монахи часто ездили в Москву, преимущественно осенью и зимой. А в апреле-мае 1684 года в Козловском монастыре пребывал архимандрит Суздальского Спа-со-Е.вфимиева монастыря Феодосии, который "служил всенощную о своем брате". В 1686 году назначенный в Тамбов епископ Пи-тирим прибыл в Козлов из Москвы и несколько дней пребывал в Козловском монастыре. Ъ апреля 1686 года он благословил строившуюся церковь, в 1692 году пожертвовал ей образ Святой Троицы в окладе с "венцами и гривнами".

Реформы императора Петра I негативно отразились на жизни монастыря, но уже при императрице Елизавете Петровне жизнь обители стала возрождаться. В 1750 году вокруг монастыря была возведена монастырская стена с бойницами, крытыми переходами и террасами. Тогда же было обращено в христианство множество местного мордовского населения. Екатерина II сократила количество монастырей в России в 2,5 раза. Козловский Троицкий монастырь был определен третьеклассным. В 1764 году в нем было 20 монахов, монастырю принадлежали 42 крестьянские души. В начале XIX века Троицкий монастырь вновь процветал как крупный хозяйственный и религиозный центр Тамбовского наместничества. В 1801 году был построен двухэтажный настоятельский корпус, сохранившийся до сих пор, через 15 лет возвели каменные одноэтажные келий и ряд хозяйственных построек. В 1822 году завершили строительство каменной четырехъярусной колокольни с часами-курантами, бой которых был слышен по всей округе. Старожилы свидетельствуют, что часы находились в рабочем состоянии вплоть до разрушения верхних ярусов колокольни в 1926 году. В звоннице было одиннадцать колоколов, подаренных прихожанами. Самый большой весил 442 пуда 20 фунтов. В "Полном собрании исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях" (1852 г.) упомянут Троицкий монастырь "близ уездного города Козлова", находившийся "под управлением архимандрита, который есть и ректор Тамбовской семинарии... При сей обители бывают ежегодные ярмарки: в день Пятидесятницы (Святой Троицы) и Успения Пресвятой Богородицы". В 1868 году в Тамбовской епархии была учреждена кафедра викарного епископа, в управление которому вверялся Козловский монастырь. Викарию было предписано "именоваться епископом Козловским и местопребывание иметь в городе Козлове в подворьях и зданиях, принадлежащих монастырю Козловскому Троицкому и Саратовской пустыни". Викарий пользовался от этого монастыря "настоятельным жалованием и частью братских доходов, а также прислугою и экипажем". На следующий год усилиями и на средства горожан над святым колодцем была возведена каменная часовня с иконостасом - в память об избавлении от опасности во время покушения Д. Каракозова на жизнь императора Александра II, случившегося 4 апреля 1866 года. До настоящего времени святой источник на берегу Лесного Воронежа пользуется большой популярностью у местных жителей.

С историей Козлова и Троицкого монастыря связано имя российского новомученика святого Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, принявшего мученическую кончину от рук большевиков у стен Киевской Лавры 7 февраля 1918 года. Митрополит Владимир занимал крупнейшие российские кафедры: Тифлисскую, Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, поэтому получил именование "всероссийского митрополита". Крестный путь Василия Богоявленского (так звали митрополита в миру) начался в Козловском Троицком монастыре, куда Святейший Синод назначил его настоятелем 10 января 1866 года. Через месяц священник Василий Богоявленский с именем Владимир был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. Семь месяцев он управлял Козловским Троицким монастырем, после чего был перемещен в Новгородский Антониев монастырь.

Сразу после 1917 года началось разграбление монастыря. Несмотря на то, что Козловский монастырь в 1924 году был занесен в списки памятников церковной старины (что должно было бы обеспечить ему охрану со стороны государства), в 1926 году вся его территория была передана в распоряжение питомника плодовых сортов И.В. Мичурина. В 1928 году монастырский некрополь был разрушен. Капитонова часовня над источником и два яруса колокольни с часами и звонницей, значительная часть монастырской стены были разобраны на кирпич. По воспоминаниям местных жителей, мало кто из участников этого впоследствии умер своей смертью. В 1952 году областное руководство приняло решение разобрать остатки колокольни, а в 1953 году Тамбовский областной совет сделал вывод, что Троицкая церковь "не является памятником архитектуры". Церковное здание разобрали, а кирпич, изготовленный еще при Феодоре, Иоанне и Петре Алексеевичах и Екатерине II, направили на жилищное строительство. Другая монастырская церковь, Успенская, избежала такой участи, поскольку в ее здании был размещен музей Центральной генетической лаборатории имени Мичурина. В 1960-е годы в верхнем этаже (в церкви Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Варлаама Хутынского) разместился местный клуб, где проходили собрания, "огоньки", смотры художественной самодеятельности и прочее.

5 апреля 1999 года Российская сельхозакадемия наук дала согласие на передачу здания церкви со своего баланса на баланс Тамбовского епархиального управления. Из построек монастыря сохранились угловая башня с прилегающими фрагментами монастырской стены, корпус настоятеля, трапезная, гостиница. Монастырский некрополь частично находится под асфальтом.

28 марта 2004 года епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосией настоятель Успенской церкви Козловского Троицкого монастыря с именем Амвросий был пострижен во иеромонаха и благословлен на возрождение обители.


Иерей Виктор Лисюнин
Екатерина Борисова.