Крещение Господне.

Праздник Крещения Господа Иисуса Христа Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Его явилась миру Пресвятая Троица. Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить седящих во тме и сени смертней (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род. В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение является духовным просвещением людей, и до сегодняшнего дня сохранилась традиция совершать освящение воды не только в день праздника, но и в навечерие 18 января.

Слово крещение - старое слово. Оно означает не что иное, как погружение в воду. И если мы обратимся к Библейской древности, то обнаружим, что и там существовало своего рода крещение, т. е. омовение для очищения. Но не для очищения от грехов, а от условных осквернений. Ими тогда считались: прикосновение к умершему или к зараженному какой-либо болезнью, вкушение пищи, которая запрещена законом. Такой человек считался оскверненным, и он должен был очиститься посредством воды, т. е. он должен был вымыть все свое тело в воде, и только к вечеру того дня он считался очищенным. Теперь мы все это не считаем за осквернение, а тогда считалось.

В дикой пустыне подвизался пророк Иоанн Креститель. И вот Дух Святой призвал его идти и проповедовать пришествие в мир Сына Божия. К Иоанну стал приходить народ на реку Иордан, которому он говорил: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 3, 2), скоро придет Тот, даже обувь Которого я недостоин понести: "Он будет крестить Духом Святым" (Мф. 3, 11). Люди один за другим входили в воду, каялись, сокрушались о грехах, и святой Предтеча Иоанн крестил их.

Однажды он увидел, что к нему идет Сам Господь и просит крещения. Св. Иоанн пытается удержать Его и говорит: "Мне надобно креститься от тебя, а приходишь ко мне Ты". Но Господь ответил: "Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его" (Мф. 3, 14-15). И когда Спаситель выходил из воды, разверзлось небо, и все услышали глас Божий: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф. 3, 17). Этот Божий глас с неба был не только к Предтече Иоанну или тем, кто находился на Иордане, а был словом Божиим ко всему человечеству. Этим гласом открывалась тайна Божественного Лица Христа Спасителя, возвещалось Его достоинство - более сильного свидетельства нельзя было ожидать на земле. Велик и славен был законодатель Ветхого Завета пророк Моисей, но он заслужил имя только верного служителя (Евр. 3, 3-5), а Сын Девы Марии - Законодатель Нового Завета - называется возлюбленным Сыном Божиим. Исполнилось то, что предсказывали пророки, что прообразовали ветхозаветные события и обряды, чего ожидало все человечество. Явился на земле Сам Бог. И как явился? На Иордане, где совершалось крещение покаяния. Ему не в чем было каяться, потому что Он не имел греха, не сделал никакой неправды. Обратим внимание на такую особенность крещения Господа, евангелист повествует что Христос "тотчас вышел из воды". В этих простых строках кроется очень интересная особенность. Люди, приходившие к Иоанну Крестителю проводили в воде некоторое время, исповедуя свои грехи. Господь выходит из воды "тотчас" т.е. не тратя время на покаяние. Господь не имеет в этом нужды, так как Он не имеет греха, будучи совершенным Богочеловеком. Принимает Христос крещение от своего слуги. Для чего? Чтобы научить всех не гордиться, не превозноситься своими добродетелями, но больше видеть свое недостоинство.


Современный Иордан.